Стратегическая сессия «Северный завоз: надежно, быстро, доступно» начала свою работу в Национальном центре «Россия» в Москве

3 декабря в Национальном центре «Россия» в Москве начала свою работу двухдневная Стратегическая сессия «Северный завоз: надежно, быстро, доступно», которая станет площадкой по выработке новых подходов и практических решений по организации снабжения труднодоступных территорий товарами жизнеобеспечения. Мероприятие уже собрало более 200 участников: представителей Правительства РФ, Федерального Собрания РФ, ФАС России, Росрезерва, Роспотребнадзора, Росатома, регионов Дальнего Востока и Арктики и др.

Северный завоз – это комплекс мероприятий по регулярному снабжению населения территорий Крайнего Севера и приравненных к ним местностей жизненно важными товарами: продовольствием, лекарствами, топливом и другими грузами. С 1 апреля 2024 года в России вступил в силу новый федеральный закон «О северном завозе», который стал действенным инструментом для регулярного и бесперебойного снабжения отдалённых районов, сокращения сроков и стоимости доставки грузов. Ранее единой нормативно-правовой базы, определяющей порядок взаимодействия участников северного завоза, их права и обязанности, не существовало.

Работу деловой программы открыл первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов. Он рассказал о реализации нового федерального закона «О северном завозе», а также о централизованной системе управления северным завозом.

«Жители арктических регионов ждали закон о северном завозе более 20 лет. По поручению Президента он был разработан в сжатые сроки, одобрен обеими палатами Парламента и вступил в силу в апреле этого года. Главные цели нового закона – бесперебойная поставка грузов жизнеобеспечения и сокращение сроков их доставки», – сказал Гаджимагомед Гусейнов.

На сегодняшний день в северном завозе участвует 21 регион, 170 муниципальных образований и 2950 населенных пунктов. Через механизмы северного завоза получают необходимые товары жизнеобеспечения более 2 млн россиян. По словам Гусейнова, на текущий год запланированный объем северного завоза выполнен на 99%. С учетом всех корректировок он составляет 3,4 млн тонн грузов.Гаджимагомед Гусейнов рассказал об ключевых новеллах закона. Так впервые был назначен федеральный координатор северного завоза – Минвостокразвития России, а также созданы региональные системы управления. Ряд полномочий возложено также на муниципалитеты. 

Кроме того, законом утвержден перечень первоочередных грузов: топливно-энергетические ресурсы и смазочные материалы, товары первой необходимости, продукты питания, лекарства и медицинские изделия, товары для государственных и муниципальных нужд.

Определена также транспортно-логистическая инфраструктура северного завоза, куда вошли 346 опорных объектов. «Сейчас готовим дополнения к этому перечню: будут учтены все пути снабжения. С 2026 года эти объекты получат полное финансовое обеспечение в рамках установленных для них нормативов затрат», – сказал замглавы Минвостокразвития РФ.

Грузы северного завоза имеют высокий приоритет обработки и доставки. Минвостокразвития России и РЖД проводят постоянный мониторинг этих процессов. «Мы уже рассмотрели в ручном режиме более 15 тысяч заявок регионов по доставке грузов жизнеобеспечения. В марте этого года, когда мы начинали эту работу, было зафиксировано около 1500 грузов, идущих с отставанием от сроков. Сегодня лишь 2 груза идут с некоторой задержкой», – сказал Гусейнов.

Одним из важных нововведений станет создание Федеральной государственной информационной системы (ФГИС), которая призвана решить вопросы планирования доставки грузов и построения оптимальных маршрутов.

Участники дискуссии обсудили вопросы планирование северного завоза, логистику, механизмы снижения ценовой нагрузки, а также отметили необходимость унификации региональных систем управления северным завозом. Лучшие практики по организации северного завоза от регионов представили делегаты из Республики Саха (Якутия), Магаданской области, Красноярского края, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Чукотского автономного округа.

«Мы отвечаем за жизнь людей на Крайнем Севере и сделаем все необходимое, чтоб закон о северном завозе заработал в полную силу. Главное - бесперебойная доставка грузов по доступной цене», – подчеркнул Гаджимагомед Гусейнов в завершение сессии. Он также отметил важность участия регионов северного завоза в создании закона и подчеркнул, что Стратегическая сессия является той площадкой, где нужно обсудить все вопросы его практического применения. 

Завтра, 4 декабря, состоится пленарная сессия «Северный завоз: первые итоги и направления развития». В ней запланировано участие представителей Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, губернаторов регионов Дальнего Востока и Арктики, руководителей профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Прямые трансляции и записи мероприятия доступны на официальном сайте Стратегической сессии sevzavoz.arctic-russia.ru.  

Организатором мероприятия выступает Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики. Генеральные партнеры – ПАО «Норильский никель» и ГК «Росатом». Оператор – АНО «ИАЦ ГКА». Информационные партнёры – информационно-аналитическая газета «Транспорт России», медиахолдинг «РГ-медиа», журнал «РЖД-Партнер», медиа-группа «ПортНьюс», информационно-аналитическое агентство «SeaNews», информационно-аналитическое агентство «EastRussia», информационно-издательская компания «Морской Петербург», портал «GoArctic».