Как Северному морскому пути стать «Большим», обсудят на специальной конференции в рамках форума
На мероприятии также поднимут вопрос реализации поручения президента о приведении целевых показателей в соответствие с актуальным прогнозом грузопотока по СМП.
Более 50 млрд рублей ежегодно с 2025 по 2027 собираются вкладывать в новый федеральный проект «Развитие Большого Северного морского пути». Амбициозный проект охватит почти в 3 раза больше протяжённости текущей трассы. В расширенный маршрут должны войти порты Архангельска, Санкт-Петербурга, Дальнего Востока, которые сейчас находятся за пределами акватории СМП. Программу планируется включить в нацпроект «Эффективная транспортная система».
При этом Севморпуть сталкивается с рядом проблем. Несмотря на то, что объёмы перевозок по СМП бьют рекорды, очевидно, что к концу 2024 года грузопоток не достигнет показателя в 80 млн тонн, заданного президентом Владимиром Путиным в 2018 году. Прогнозируется выполнение только половины от плана – 40 млн тонн. Эксперты считают, что ранее утверждённые планы развития требуют корректировок, ведь они не учитывали нынешние экономические вызовы и санкционное давление. Согласен с ними и президент. Глава государства поручил привести целевые показатели действующих и разрабатываемых федеральных проектов в соответствие с актуальным прогнозом грузопотока по СМП, с учётом того, что достижение показателя грузопотока по СМП в объёме 80 млн. тонн ожидается в 2027-2028 годах.
Для обсуждения актуальных вопросов развития СМП соберутся участники XIV Международного форума Арктика: настоящее и будущее имени А. Н. Чилингарова на конференции «Северный морской путь. Больше, чем Арктика». Конференция включает три части, посвящённые самым острым вопросам: повышению эффективности СМП; логистики и безопасности судоходства; созданию флота.
Потенциально транспортный коридор открывает перспективы, в том числе, для коммерческого использования. Однако фактически у бизнеса отсутствует понимание по целому ряду вопросов. Например, по формированию тарифов на ледокольную проводку, которые на сегодня неподъемны. Также в целом нуждается в обсуждении финансовая модель магистрали.
Кроме того, не хватает судов. Представители отечественной судостроительной отрасли расскажут о проектах по обновлению флота.
К обсуждению будущего важнейшей транспортной магистрали приглашены представители органов власти, профильных структур, промышленности, судоходных компаний и портов.