В Архангельске состоялся II Форум «Арктика – Регионы»

В период с 8 по 9 августа 2024 года в Архангельске при поддержке Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики состоялся II Форум «Арктика – Регионы». Организатором мероприятия выступило Правительство Архангельской области, соорганизатором – компания «НЕВА-Интернэшнл». Титульным партнером Форума стала госкорпорация «Росатом», партнерами деловой программы – Российский морской регистр судоходства, Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) и Ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие».

В течение двух дней в работе Форума приняли участие свыше 1300 делегатов из более чем 40 регионов России. Правительственные делегации представляли Архангельскую область, Москву, Санкт-Петербург, Мурманскую область, Ненецкий автономный округ, Республику Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Республику Карелия, Красноярский край, Ханты-Мансийский автономный округ (Югра), Республику Коми и Ямало-Ненецкий автономный округ. Среди участников – представители госкорпораций, федеральных и региональных органов власти, портовой деятельности, операторы нефтегазовых и горнорудных проектов в Арктике, производители и поставщики инфраструктурных решений для освоения ресурсной базы Арктики, владельцы транспортного, промыслового и ледокольного флота, представители финансового сектора, крупных промышленных и логистических компаний, крупнейших судостроительных, машиностроительных и судоремонтных предприятий, проектных организаций, инжиниринговых и строительных подрядчиков, осуществляющих деятельность в Арктике, отраслевые эксперты, представители научных и образовательных организаций, а также сферы туризма. Кроме того, Форум посетили иностранные делегаты из дружественных стран: Китая, Казахстана, ОАЭ и Индии.

В целом II Форум «Арктика – Регионы» был направлен на выработку совместных решений для эффективного развития судоходства и морской логистики по Северному морскому пути, строительства и ремонта арктического флота, модернизации портовой инфраструктуры и кадрового обеспечения. Деловая повестка затрагивала стратегические вопросы федерального значения, при этом особое внимание было сфокусировано на строительстве нового глубоководного района морского порта, предусмотренного Комплексным планом развития Архангельского транспортного узла до 2035 года, а также обсуждению мастер-плана Архангельской агломерации. «Предлагаемый сегодня мастер-план – это набор мероприятий, который связан с социальным и экономическим развитием. Базовое направление включает строительство нового глубоководного района порта, что станет драйвером для развития экономики. Не менее важно укрепление научно-образовательного звена: сейчас строится межвузовский кампус. Это позволит нам связать воедино возможности наших образовательных учреждений и науки, которая должна работать по заказу крупного бизнеса и разрабатывать те проекты, которые в дальнейшем будут коммерциализироваться на предприятиях. Ну а самое главное – сохранить ту историю, которой гордится Архангельская область, при этом создать современную конкурентную экономику будущего», – прокомментировал губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.

Всего в рамках Форума состоялось более 20 деловых мероприятий, включая стратегические сессии и круглые столы. На них выступили свыше 200 спикеров.

В центре внимания пленарного заседания «Арктика – на шаг впереди» стали новые подходы к использованию минерально-сырьевой базы Арктики, развитию Северного морского пути и раскрытию инвестиционного потенциала арктических регионов. В дискуссии приняли участие министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, губернатор Архангельской области Александр Цыбульский, специальный представитель госкорпорации Росатом по вопросам развития Арктики, заместитель председателя госкомиссии по вопросам развития Арктики Владимир Панов, вице-президент по федеральным и региональным программам ГМК «Норильский никель» Андрей Грачев и другие представители власти и бизнеса.

При поддержке Минвостокразвития России прошла серия тематических сессий, посвященных развитию опорных городов Арктической зоны РФ. В дискуссиях приняли участие представители делегаций северных регионов, федеральных министерств и ведомств, руководители ведущих научных и образовательных организаций и другие эксперты. Они обсудили лучшие мировые практики для мастер-планов опорных городов АЗРФ, особенности строительства за полярным кругом, инструменты развития арктических городов, арктическую медицину, развитие науки и технологий, а также внутреннего туризма в Арктике.

При поддержке ГК «Росатом» была организована масштабная конференция по СМП в двух частях. На сессии «Северный морской путь – арктическая связь регионов» речь шла о новых арктических проектах, которые могут быть реализованы с развитием СМП, а также интеграции инфраструктуры Севморпути в уже действующие проекты. На сессии «Безопасность в Арктике – приоритеты» подробно обсуждалось применение Единой платформы цифровых сервисов Северного морского пути и механизмы сотрудничества судовладельческих компаний и морских операторов с профильными ведомствами по сбору и анализу данных в Арктике.

«В условиях переориентирования цепочек поставок на Восток, а также транспортной напряженности на участках Восточного полигона железных дорог морской порт Архангельск является альтернативным транспортным хабом для перевалки грузов. Сейчас ведется проработка вопроса включения морского порта Архангельск в проект «Росатома» и DP World (ОАЭ) «Международная контейнерная логистика», который подразумевает контейнерные перевозки через СМП между восточной и западной частью Евразии по маршруту Владивосток – Мурманск», – сообщил первый заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов.

Специальный представитель ГК «Росатом» по вопросам развития Арктики, заместитель председателя государственной комиссии по развитию Арктики Владимир Панов заявил, что в этом году грузоперевозки по СМП установят новый абсолютный рекорд. Особенно быстро растет транзит. В первую очередь это грузы российских компаний, идущие из портов Северо-Запада в страны АТР. «Для реализации всех запланированных проектов необходимо уже в ближайшие годы обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути, – убежден эксперт. – А это потребует к 2030 году группировки не менее 14 ледоколов в западной и восточной части СМП».

О современных технологиях, предлагаемых Объединенной судостроительной корпорацией для устойчивого освоения Арктики, рассказал заместитель генерального директора по инновационному и техническому развитию ОСК Василий Бойцов. По его словам, ОСК синхронизирует свою стратегию со стратегией развития судостроительной отрасли, которую готовит Министерство промышленности и торговли России. В свою очередь, управляющий директор Китайской транспортно-логистической компании Ке Цзинь отметил, что КНР первой зашла в прошлом году на СМП и в этом году наращивает количество рейсов.

Российский морской регистр судоходства провел панельную дискуссию «Строительство гражданского флота и морской техники для Арктики» и практическую сессию «Технологический суверенитет в Арктике. Импортозамещение в отрасли судостроения».

Отдельный блок был посвящен вопросам кадрового обеспечения отрасли. В частности, на круглом столе «Возможности программы «Муравьев-Амурский 2030» для регионов Арктической зоны Российской Федерации» речь шла о расширении программы подготовки управленческих кадров для госслужбы, которая уже успешно реализуется на Дальнем Востоке на территорию Российской Арктики.

В поддержку Форума развернулась выставочная экспозиция. Правительство Архангельской области представило объединенный стенд крупнейших предприятий региона, включая Центр пропульсивных систем ЦС «Звездочка», Архангельский морской торговый порт, Архангельскую ремонтно-эксплуатационную базу флота, Архангельский траловый флот, Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат, «Промышленные технологии», СПО «Арктика» и др. Также большое внимание посетителей привлекли индивидуальные стенды ГК «Росатом», «Северстали», НПО «Спецкабель», «ГМС Групп», «Импорт Лубрикантс». Всего было представлено 50 экспонентов. 

На полях Форума подписано шесть соглашений о сотрудничестве.

Около 200 делегатов посетили уникальные экскурсии на крупнейшие предприятия региона: ЦС «Звездочка», «Промышленные технологии», Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат и Архангельский морской торговый порт.

В рамках культурной программы речную прогулку по Северной Двине на уникальном пароходе-колеснике «Н. В. Гоголь» совершили 300 человек. Также все желающие смогли посетить верфь традиционного деревянного судостроения на Мосеевом острове и Архангельский государственный музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы».

 

Наши карты
Размер: 1,15 * 0,86 м
Стоимость: По запросу
Размер: 2,34 * 1,1 м
Стоимость: 10000 рублей