Ресурсная база, цифровизация и технологическая независимость: в Архангельске обсудили развитие Арктики

XIII международный форум «Арктические проекты – сегодня и завтра» состоялся в Архангельске 16–17 октября. Ежегодное деловое мероприятие было организовано ассоциацией поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие» при поддержке Правительства Архангельской области, партнером выступил Северный (Арктический) федеральный университет. Также в числе партнеров: ООО «ТК «Северный проект», ООО «Армалит. Гражданское судостроение», ООО «СП Чайка», ЗАО «Арктик-Консалтинг-Сервис», ООО «Эко Шиппинг», ООО «Арктикфлот», ООО «Глобал Энерго», АО «Трубопроводные системы и технологии».

Форум собрал более 200 участников: представителей региональных и федеральных компаний, нефтегазовых операторов, финансовых институтов, научно-образовательных учреждений и органов власти.

В 2025 году центральными темами форума стали перспективы освоения минерально-сырьевой базы российской Арктики и экономическое, технологическое, кадровое обеспечение арктических проектов. Кроме того, в ходе форума участники обсудили вопросы судоходства и создания флота для Северного морского пути, развитие морской и портовой инфраструктуры, будущее арктического судостроения и судоремонта. Отдельная сессия была посвящена развитию технологий в лесопромышленном комплексе Северо-Западного федерального округа.

Как было отмечено в ходе форума, в Арктике сосредоточено около трети запасов российской нефти, при этом до 40% из них все еще не вовлечены в разработку и требуют доразведки. Ожидается также освоение иных, в том числе твердых полезных ископаемых.

Кроме того, одним из приоритетных направлений добычи в Арктической зоне продолжает быть разработка месторождений углеводородов на морском шельфе. За шельфовой тематикой скрывается огромный комплекс задач, связанный с развитием технологий добычи, строительства судов и морской техники.

В этой связи особенно важно, что в июне 2025 года на Петербургском международном экономическом форуме председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер и губернатор Архангельской области Александр Цыбульский подписали «дорожную карту» по расширению использования высокотехнологичной продукции региональных предприятий в интересах газового мейджора.

На форуме подчеркнули, что даже в условиях нынешних экономических вызовов Архангельск остаётся одной из ключевых опорных точек на карте Арктической зоны, центром судостроения, кадровой базой и важным транспортно-логистическим узлом на пути в Арктику. Архангельский транспортный узел – важнейшая часть Большого Северного морского пути.

В развитие вопросов транспортно-логистического потенциала Поморья на форуме была представлена инициатива строительства глубоководного района морского порта Архангельск. Ожидается, что реализация этого проекта станет катализатором комплексного индустриального, научного и технологического развития региона. Новый комплекс морских терминалов интегрирует Архангельскую область в новые глобальные экономические цепочки и поддержит позиции Севморпути как эффективного транспортного коридора. До конца этого года скорректированная инвестиционная декларация этого проекта должна пройти рассмотрение в Росморречфлоте, после чего можно будет приступать к проектно-изыскательским работам.

Цифровизация и автоматизация – один из основных трендов в развитии Арктической зоны. Участники форума говорили о запуске Единой платформы цифровых сервисов, разработанной Госкорпорацией «Росатом», для организации перевозок по Северному морскому пути. Также были обозначены перспективные направления автоматизированного наблюдения за погодой и ледообразованием, внедрения беспилотных систем в Арктике.

Подводя итоги форума, директор ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие» Сергей Смирнов подчеркивает:

– Развитие российской Арктики – масштабная государственная задача, которую невозможно решить без объединения усилий регионов, государства и бизнеса, крупных, средних и малых предприятий. Архангельск сегодня вносит заметный вклад в эту работу, в городе сформирован центр арктических компетенций, создана научная и кадровая база, а также сформирован целый кластер предприятий, накопивших большой опыт участия в арктических проектах в качестве поставщиков и подрядчиков. Это транспортно-логистические, сервисные, строительные и другие компании, и с каждым годом этот список расширяется, а компетенции развиваются.

Наши карты
Размер: 1,0 * 1,5 м
Стоимость: По запросу
Размер: 1,58 * 1,16 м
Стоимость: 15000 рублей
Размер: 2,0 * 1,5 м
Стоимость: 20000 рублей